Роберт Чалдини «Психология влияния» Конспект-1
Как и обещал, выкладываю первую часть конспекта по книге «Психология влияния». Это еще одна мастхэвная книжка в арсенале дизайнера, помогающая понять как люди принимают решения и как сильно они при этом ошибаются.
1. Если назвать причину, по которой вы что-то просите, то шансы на успех увеличиваются. Даже если причина бессмысленна, например: Пропустите, потому что мне очень нужно.
—
2. Мозг вынужден постоянно экономить энергию. Каждую секунду вокруг происходит невероятное число событий и если осознанно на все реагировать, можно сойти с ума. Поэтому мозг создает паттерны. Все что с нами происходит не один раз мозг раскладывает на алгоритм и первое действие алгоритма считает спусковым крючком. Такие алгоритмы экономят огромное количество энергии, но к сожалению после определенного возраста вся жизнь покрывается такими паттернами и мы живем почти не думая.
—
3. Еще один путь экономии энергии — наблюдение за окружающими и копирование их поведения. Когда мы оказываемся перед необходимостью сделать выбор или принять решение, а заготовленного алгоритма в запасе нет, мы неосознанно копируем действия других людей, оказавшихся в такой же ситуации. И не важно оправданны их действия или нет.
—
4. Человек всегда в большей степени ориентируется на недавний опыт, чем на более отдаленный. Очень высокие ценники при входе в магазин всегда создают ощущение, что остальные цены не так уж высоки. Опуская руку сначала в теплую воду, а затем в прохладную, мы будем ощущать вторую еще холоднее, чем если бы мы начали с нее.
—
5. Чувство признательности является мощным двигателем социального прогресса. Подразумевается, что я могу дать другому человеку что-то просто так, осознавая, что силы не потрачены впустую и обратившись к нему потом за помощью я получу необходимое.
—
6. Чувство благодарности несоразмерно оказанной услуге. Этим пользуются индивиды, стремящиеся заработать на чувстве признательности. Даже неприятный навязчивый торговец или родственник с которым вы не желаете общаться может вынудить вас сделать то, что он хочет, просто оказав вам небольшую любезность перед тем как озвучить свою просьбу.
—
7. Если проводя опрос дарить человеку какую-нибудь копеечную безделушку, то количество согласившихся отвечать существенно возрастет.
—
8. Если вам навязывают какую-то услугу, которая ничего не стоит, а потом просят что-то сделать в ответ, то вас лишают свободы выбора. За вас выбрали что вам подарить и выбрали ответную любезность. Отказать в таком случае очень трудно, потому что приходится противостоять установившимся в обществе стереотипам поведения.
—
9. Чем дольше мы ощущаем себя обязанными, тем сильнее терзает нас это чувство. Тем большую любезность мы готовы оказать в ответ, чтобы успокоиться.
—
10. Общество одинаково негативно относится и к тем, кто не платит долги и к тем, кто оказывает любезность и не предоставляет возможности за нее отплатить.
—
11. В близких семейных или дружеских отношениях происходит обмен готовностью в любой момент дать другому то, что ему потребуется. В данном случае нет необходимости подсчитывать кто сколько дал. Достаточно чувства, что ты можешь положиться на этого человека.
—
12. Взаимный обмен работает так же в области уступок. Если кто-то пошел на уступки по отношению к нам, мы чувствуем себя обязанными уступить в ответ.
—
13. Сценаристы часто вставляют в текст правки которые цензор точно вычеркнет. Но как ответную уступку он оставит те строки, которые автор хочет сохранить.
—
14. Последовательность высоко ценится обществом. Поэтому человек старается быть последовательным в своих мыслях и действиях, иногда даже не замечая этого и действуя во вред себе. Например согласившись на незначительные уступки, можно неожиданно обнаружить что разговор привел нас к согласию с условиями, на которые мы никак не могли пойти в начале.
—
15. Существует «глупая» последовательность. Такая, которая обязывает вас действовать даже вопреки вашим желаниям. Например секта или суеверия.
ссылки на третью часть не хватает
Спасибо! Исправил