Общественный
транспорт Кирова

Как я схему делал :)

46 маршрутов

39 автобусных и семь троллейбусных

9 месяцев работы

вечером и в выходные (типо хобби, что ли)

306 остановок

не считая «по требованию»


Хотелось сделать что-то крутое, большое и интересное. В первую очередь, как вызов самому себе, чтобы приобрести новый опыт и отточить владение техническими и программными средствами.

А тут как раз прочитал цикл постов Людвига, о том как они делали схему метро.

Даже не задумывался, что создание схемы это такой увлекательный и трудоемкий процесс. Всё, как мне и хотелось. Пошёл читать, что ещё есть про красивые схемы. С ходу нашлись Челябинские трамваи, несколько схем ими вдохновленных и много-много информации по организации общественного транспорта в Лондоне.

В общем — руки уже зачесались.

 

 

Первый подход к снаряду.

Нарисовал все улицы, по которым ходят автобусы, плюс наметил остановки.

Сперва хотел расположить все только под 90° друг к другу, но это оказалось нереализуемо, поскольку на севере очень много диагональных направлений.

Рядом — как этот участок выглядит на Яндекс-картах. С привязкой к географии совсем беда. Районы города узнаются с трудом.

 

Переделал всё заново и добавил реку как ориентир. Стало лучше, можно раскладывать маршруты.

Распечатал, чтобы понять как это выглядит. Пока нравится:)

 

Периодически приходится двигать целые улицы, потому что толстеющие пучки перестают умещаться. А еще же надо названия остановок впихнуть!

В какой-то момент хотелось сдаться и оставить только автобусы, забив на троллейбусные маршруты. К счастью рассудок победил, и на схеме появились кроме троллейбусов еще и два пригородных маршрута — 101 и 116.

116 важен тем, что это единственный маршрут, который идет в аэропорт. А на 101 я когда-то каждый день ездил на работу из Лянгасово.

 

Скругляю скругления, чтобы выглядело чище и естественнее.

 

Сначала старался сразу укладывать каждую новую линию на перекрестке таким образом, чтобы получалось как можно меньше пересечений и подбирал ей цвет максимально контрастный к соседям. Но в какой-то момент забил, и продолжил накидывать макаронины как попало, оставив раскладывание на потом.

 

Эволюция площади ХХ партсъезда. Пожалуй, самого сложного участка на схеме. Даже в финальной версии там не разобраться сходу. Пока не знаю, что с этим делать.

 

Распечатываю. Сразу бросается в глаза проблема с распределнием плотностей на листе, ее я решу позднее. Некоторые линии сливаются друг с другом, названия конечных можно сделать сильно крупнее, немного увеличить шрифт остановок и цифры маршрутов и что-то сделать со стрелками односторонних маршрутов сейчас их вобще не видно.

 

Ищу стрелки. Попутно избавился от раздражающей подписи «только» у односторонних остановок.

 

Эволюция обозначений остановки. Хорошо, что заранее озадачился и сделал все пеньки и стрелки на схеме символами.

Последний вариант придумал уже после релиза, он не такой раздражающий как треугольник, а читается при этом не хуже. К тому же при таком обозначении лучше видно когда один из маршрутов не стоит на остановке. В предпоследнем варианте это не все замечали.

Немного лирики — кружочки придумались когда разглядывал дымковские игрушки. Хотелось добавить схеме местного колорита, а на игрушках очень часто используют цветные точки для украшения. Может дымка проберется еще куда-то, но пока так.

 

Еще скругления. Таким образом сгладил все изгибы под углом 45° и часть изгибов под 90°.

 

Последние штрихи — оживил парки, добавил иконки к вокзалу, аэропорту и автовокзалу, и коняшку к ипподрому. Нарисовал иконки для Трифонова монастыря и ТЭЦ-5. Согласен, странный выбор достопримечательностей, возможно добавлю что-то еще. Или нет:)

Вот и всё, что хотел рассказать. Это был очень интересный опыт, я прокачал внимание и усидчивость, и скил в иллюстраторе.

Спасибо всем, кто интересовался как идут дела, помогал советами и проявлял чудеса внимательности, отлавливая косяки.

схема общественного транспорта Кирова


Александр Глушаков. Дизайнер. Киров

Александр Глушаков

Дизайнер