10 заметок с тегом

Психология

Роберт Чалдини «Психология влияния» Конспект-3

32. Мы приписываем более привлекательным людям положительные качества. На собеседовании особенно часто. И с непривлекательными так же.

33. Взрослые придают меньше значения агрессивным действиям, если они совершаются привлекательными детьми.

34. Те кто хотят нам понравиться будут притворяться похожими на нас.

35. Информация о том, что мы кому-то нравимся является сильным рычагом для вызывания расположения и уступок.

36. На нашу первую оценку человека очень сильно влияет наш опыт общения с похожими людьми в прошлом.

37. Мы испытываем сильную неприязнь к людям сообщающим нам неприятные новости. И наоборот

38. Люди считают что у нас те же черты характера, что и у наших друзей.

39. Реклама в позитивных мероприятиях эффективна потому что повышает привлекательность бренда за счет того, что он ассоциируется с тем что нам нравится.

40. Побеждаем МЫ а проигрывают они. Мы связываем себя с победителями.

41. Разделяйте свое отношение к требованию и свои чувства к требующему.

42. В беседе люди неосознанно подстраивают манеру поведения под человека, которого они считают авторитетом.

43. Чем выше социальный статус, тем привлекательнее кажется нам человек и тем менее критически мы относимся к тому что он говорит и делает. И наоборот, мы склонны не доверять мнению человека, имеющего малый социальный вес.

44. Чем выше человек, тем более весомым кажется то, что он говорит. Убедительности добавляет так же хороший костюм и солидная одежда.

45. Официанты вызывают доверие, когда рекомендуют более дешевые блюда. Это в конечном итоге увеличивает общий счет и размер чаевых.

46. Спрашивайте себя, действительно ли этот человек является авторитетом и насколько он заинтересован в искажении информации.

47. Ценность чего-то позитивного увеличивается если это становится недоступным.

48. Возможность потери влияет сильнее чем возможность приобретения чего-то равного по ценности. Отдавать всегда труднее.

49. Лучше говорить сколько человек может потерять, это действует убедительнее чем информация о том, сколько можно сэкономить.

50. Ограничение выбора вызывает сильное сопротивление. Особенно в детстве и подростковом возрасте.

51. Поэтому все запрещенное вызывает сильнейший интерес. И даже может спровоцировать восприятие себя как человека, которому запрещенное нравится. Только потому что оно запрещено.

52. Непоследовательные родители сначала разрешают есть конфеты, а потом запрещают, отнимая тем самым у ребенка право. И естественно встречают бурю сопротивления.

53. Эффект от дефицита усиливает конкуренция.

54. Важно помнить, что от того, что вещь редкая, она не станет вкуснее, не будет лучше звучать или работать.

55. Мы больше ценим те вещи, которые стали дефицитными недавно, чем те, которые всегда были в дефиците.

56. Обычно принимая решения человек не ориентируется на всю имеющуююся информацию, а концентрируется на одном аспекте, который кажется наиболее важным. Особенно когда нет времени или энергии, чтобы оценить всю ситуацию.

57. Чтобы информация стала знанием, ее надо обработать, интегрировать и сохранить.

17 сентября   Конспект   Психология   Чалдини

Кино по средам. Андрей Курпатов про мозг.

Андрей очень кратко и тезисно рассказывает про то как люди думают и как думать эффективнее.

В общем довольно сжато, но с этого можно начать копать в разные стороны и переходить ко всяким книжкам Чалдини или Газзаниги.


2018   Кино по средам   Курпатов   Психология

Роберт Чалдини «Психология влияния» Конспект-2

16. Письменное согласие гораздо сильнее устного. Когда человек пишет что-то своей собственной рукой, он совершает действие. И постепенно понимает, что он и сам верит, в то, что написал. Действия и поступки человека формируют его собственное представление о себе. (торговые соглашения, договор о покупке лучше подпишет сам покупатель, так у него будет ощущение причастности и ответственности за совершенный поступок)

17. То что достается с трудом и страданиями мы ценим гораздо больше, потому что нам кажется, что приложено много усилий для достижения.

18. При воспитании детей важно чтобы ребенок принимал на себя ответственность за совершенный поступок, а не делал что-то потому что так велят взрослые или из страха наказания, такие эффекты обычно временные. Нужно добиться эффекта когда ребенок поступает правильно потому что сам считает это правильным. Если он оправдывает свой поступок какой-то другой причиной, например — потому что так велит папа или потому что меня накажут — значит что-то пошло не так.

19. Тактика низкого мяча — продавец делает заманчивое предложение чтобы подтолкнуть вас к заключению сделки, а потом, когда дело доходит до контракта выгодные условия сильно меняются из-за непредвиденных обстоятельств или по какой-то другой причине. А если перед этим попросить клиента подписать какие-нибудь незначительные бумаги, то ему будет еще труднее отказаться из-за желания быть последовательным в своих действиях.

20. Для противодействия нужно перед финальным согласием спросить себя — зная то, что я знаю сейчас, согласился бы я вообще на эту сделку? Не изменились ли условия слишком сильно?

21. Нужно прислушиваться к чувствам, если в чем-то сомневаетесь или чувствуете дискомфорт, подумайте еще раз.

22. Принцип социального доказательства — в непонятной ситуации мы делаем выбор основываясь на поступках других людей. Чем больше людей так поступают, тем меньше мы задумываемся.

23. Чтобы избавиться от страха полезно наблюдать за тем как другие люди делают страшные для вас вещи.

24. Дети перенимают паттерны поведения из телевизора.

25. На принципе социального доказательства работают секты — чем больше людей верят, тем сильнее вера. И поэтому религиозные люди так негативно относятся к инакомыслящим — это ослабляет их собственную веру и нарушает то, отчего они получают удовольствие и мозг отвечает на это агрессией.

26. Чем больше свидетелей, тем меньше шанс получить помощь. Много людей ничего не делают только смотрят друг на друга ожидая каких-то действий.

27. Принцип социального доказательства действует эффективнее когда другие люди похожи на нас.

28. Новости о самоубийствах вызывают волну самоубийств. Особенно если читатель сочтет самоубийцу из газеты похожим на себя (Феномен Вертера). Также увеличивается количество авто и авиакатастроф. Человек неосознанно совершает безрассудные поступки потому что боится покончить жизнь напрямую.

29. Породи неуверенность, сбей человека с толку а потом покажи как поступают в такой же ситуации другие, и получишь желаемое.

30. Раньше в операх продавались апплодисменты. Специальные люди начинали аплодировать по сигналу и заражали этим весь зал.

31. Сингапурский банк разорился из-за забастовки водителей автобусов. На остановке перед банком скопилась большая толпа людей, а вкладчики банка решили, что эти люди пришли забирать из банка деньги и бросились закрывать счета.

Первая часть

2018   Конспект   Психология   Чалдини

Роберт Чалдини «Психология влияния» Конспект-1

Как и обещал, выкладываю первую часть конспекта по книге «Психология влияния». Это еще одна мастхэвная книжка в арсенале дизайнера, помогающая понять как люди принимают решения и как сильно они при этом ошибаются.


1. Если назвать причину, по которой вы что-то просите, то шансы на успех увеличиваются. Даже если причина бессмысленна, например: Пропустите, потому что мне очень нужно.

2. Мозг вынужден постоянно экономить энергию. Каждую секунду вокруг происходит невероятное число событий и если осознанно на все реагировать, можно сойти с ума. Поэтому мозг создает паттерны. Все что с нами происходит не один раз мозг раскладывает на алгоритм и первое действие алгоритма считает спусковым крючком. Такие алгоритмы экономят огромное количество энергии, но к сожалению после определенного возраста вся жизнь покрывается такими паттернами и мы живем почти не думая.

3. Еще один путь экономии энергии — наблюдение за окружающими и копирование их поведения. Когда мы оказываемся перед необходимостью сделать выбор или принять решение, а заготовленного алгоритма в запасе нет, мы неосознанно копируем действия других людей, оказавшихся в такой же ситуации. И не важно оправданны их действия или нет.

4. Человек всегда в большей степени ориентируется на недавний опыт, чем на более отдаленный. Очень высокие ценники при входе в магазин всегда создают ощущение, что остальные цены не так уж высоки. Опуская руку сначала в теплую воду, а затем в прохладную, мы будем ощущать вторую еще холоднее, чем если бы мы начали с нее.

5. Чувство признательности является мощным двигателем социального прогресса. Подразумевается, что я могу дать другому человеку что-то просто так, осознавая, что силы не потрачены впустую и обратившись к нему потом за помощью я получу необходимое.

6. Чувство благодарности несоразмерно оказанной услуге. Этим пользуются индивиды, стремящиеся заработать на чувстве признательности. Даже неприятный навязчивый торговец или родственник с которым вы не желаете общаться может вынудить вас сделать то, что он хочет, просто оказав вам небольшую любезность перед тем как озвучить свою просьбу.

7. Если проводя опрос дарить человеку какую-нибудь копеечную безделушку, то количество согласившихся отвечать существенно возрастет.

8. Если вам навязывают какую-то услугу, которая ничего не стоит, а потом просят что-то сделать в ответ, то вас лишают свободы выбора. За вас выбрали что вам подарить и выбрали ответную любезность. Отказать в таком случае очень трудно, потому что приходится противостоять установившимся в обществе стереотипам поведения.

9. Чем дольше мы ощущаем себя обязанными, тем сильнее терзает нас это чувство. Тем большую любезность мы готовы оказать в ответ, чтобы успокоиться.

10. Общество одинаково негативно относится и к тем, кто не платит долги и к тем, кто оказывает любезность и не предоставляет возможности за нее отплатить.

11. В близких семейных или дружеских отношениях происходит обмен готовностью в любой момент дать другому то, что ему потребуется. В данном случае нет необходимости подсчитывать кто сколько дал. Достаточно чувства, что ты можешь положиться на этого человека.

12. Взаимный обмен работает так же в области уступок. Если кто-то пошел на уступки по отношению к нам, мы чувствуем себя обязанными уступить в ответ.

13. Сценаристы часто вставляют в текст правки которые цензор точно вычеркнет. Но как ответную уступку он оставит те строки, которые автор хочет сохранить.

14. Последовательность высоко ценится обществом. Поэтому человек старается быть последовательным в своих мыслях и действиях, иногда даже не замечая этого и действуя во вред себе. Например согласившись на незначительные уступки, можно неожиданно обнаружить что разговор привел нас к согласию с условиями, на которые мы никак не могли пойти в начале.

15. Существует «глупая» последовательность. Такая, которая обязывает вас действовать даже вопреки вашим желаниям. Например секта или суеверия.

Вторая часть Третья часть

2018   Конспект   Психология   Чалдини

Михай Чиксентмихайи «Поток». Конспект 2

Продолжаю делиться конспектом отличной книги про счастье с научной точки зрения. Это вторая и последняя часть.


  1. Хотя люди и стремятся поскорее сбежать с работы домой, но как показывают исследования, именно на работе они чаще всего испытывают состояние вовлеченности, заинтересованности и удовлетворения. Потому что перед ними стоят более или менее ясные цели и присутствует обратная связь. Дома же, напротив, наше время протекает бесцельно, и от этого мы более печальны и неудовлетворены. И тем не менее оттого, что работу принято считать принуждением и каторгой, люди все равно стремятся поменьше работать и побольше бездельничать, несмотря на реальные ощущения.
  2. В жизни нужно сочетать инструментальные задачи, то есть такие, которые навязаны из вне и их приходится решать не по собственной воле, и экспрессивные навыки — действия, которые выражают наши субъективные переживания (танцы, пение, рисование, даже игра в боулинг, если она позволяет нам выразить наше текущее настроение). Перевес в любую сторону не приведет ни к чему хорошему.
  3. Чтобы освободиться от общественного контроля нужно выстроить свою внутреннюю систему ценностей, которая заменит навязанную социумом.
  4. Чтобы стать счастливее и увереннее в себе нужно перестать ожидать от окружения поощрения или наказания за свои действия. Каждый может сам определить насколько он хорош в чем-то. Все поощрения уже внутри нас и там их и нужно искать. Другие люди преследуют свои интересы и не достаточно глубоко вникают в ваши мотивы и причины поступков. Нужно стать независимым от внешних поощрений.
  5. Важно для превращения любой деятельности в потоковую:
    • Чёткая и понятная цель
    • Своевременная и однозначная обратная связь
    • Соответствие задачи своим способностям — не должно быть слишком легко или чересчур трудно. Ноша должна быть посильной.
  6. Дружеские отношения в юности и детстве, когда люди непроизвольно проводят много времени вместе, кажутся спонтанным процессом. Но потом чтобы продолжать дружбу и получать от нее настоящее удовольствие, в эти отношения нужно вкладываться не меньше , чем в любые другие и работать над ними не менее усердно.
  7. Люди чувствуют себя более счастливыми в окружении других людей. Даже малознакомых.
  8. Стресс существует тогда, когда мы переживаем его.
  9. В стрессовой ситуации внимание обычно направляется вовнутрь с целью защититься от угрозы. Однако это препятствует эффективному решению проблемы, потому что изолирует от внешнего мира и оставляет наедине с угрозой, мешает увидеть возможности выхода и усиливает ощущение внутреннего беспорядка.
    Направляя внимание на то, что происходит вокруг мы снижаем разрушительное влияние стресса, за счет того что можем лучше приспособиться к ситуации и найти пути решения.
  10. Правильно не забивать на свои цели стараясь быть хорошим работником и не игнорировать мнения других добиваясь своих. Гораздо выигрышнее — поставить перед собой задачу реализовать свои цели помогая коллегам и начальству добиться того, чего хотят они.
  11. Работа воспринимается как принуждение в основном потому, что мы помогаем кому-то другому в реализации его задач, не имеющих ничего общего с нашими долгосрочными целями. Время кажется потраченным впустую. Если удастся связать в голове выполнение своих служебных обязанностей и достижение личных целей через него, то все сразу обретает смысл и мы получаем гораздо больше удовлетворения от работы.
  12. Существует множество способов ослабления стресса на работе:
    • лучше организовать процесс,
    • делегировать часть полномочий,
    • улучшить коммуникацию с коллегами и начальством,
    • уделить больше времени занятиям не связанным с работой, например семье, хобби или медитациям.
  13. Учеба, способная принести удовольствие должна мотивироваться изнутри. К сожалению сейчас вниманием и мотивацией учеников управляют преподаватели и лекторы. Окончание учебы воспринимается как освобождение и человек навсегда теряет желание что-то изучать. В идеале конец учебы в школе должно становиться началом самостоятельного самомотивированного обучения. Человек учится дальше чтобы лучше понимать окружающую действительность и самостоятельно формировать свое мнение и направлять внимание.
  14. Ритуальный обмен ничего не значащими фразами и пустая вроде бы бессмысленная беседа на самом деле сообщает нам что все в порядке, жизнь идет своим чередом и нет причин волноваться о чем-то.
  15. Философия и теоретические науки возникли потому что мышление приносит удовольствие. Оно упорядочивает сознание.
  16. Мечты компенсируют неблагоприятную реальность, помогают смягчить агрессию в чей-то адрес, представив обидчика наказанным. Позволяют в процессе проигрывания в голове ситуаций выбрать оптимальную стратегию поведения или найти не заметные ранее альтернативы.
  17. Про йогу
    • первый шаг «Яма» — удержание себя от мыслей, способных навредить другому: от лживости, похоти, воровства и т. д.
    • второй шаг «нияма» — послушание и следование правилам чистоты и покорности богу.
    • Третий — обучение Асанам.
    • четвертый шаг «пранаяма» — обучение дыханию.
    • Пятый — «пратьяхара». Отключение внимания от внешнего мира и обретение умения видеть и чувствовать только то, что допускается в сознание.
    • Шесть — «Дхарана». Умение в течение долгого времени концентрировать внимание на каком-то одном стимуле.
    • Семь — «дхьяна». Интенсивная медитация. Человек утрачивает свое Я в состоянии непрерывной концентрации, не нуждающейся во внешних стимулах.
    • Восемь — «самадхи». Высшая ступень собранности, когда йог становится единым целым с объектом медитации и обретает единение со вселенной и богом.
  18. Любая самая влюбленная пара со временем впадет в беспросветную скуку от отношений, если не будет работать над ними, над более глубоким пониманием партнера, над совместными планами, идеями и занятиями.
  19. Чтобы получать удовольствие от секса нужно заботиться о партнере. Стремиться понять его, разделять его чувства, помогать ему в достижении его целей.
  20. Чтобы близкие отношения приносили радость, нужно уделять внимание партнеру, размышлять о нем, интересоваться мыслями, чувствами, желаниями. После того, как партнеры узнали друг друга, перед ними открываются тысячи увлекательных совместных занятий, и все они приносят всё больше радости.
  21. Половое влечение — настолько сильный стимул для сознания, что может отвлекать человека от всех других целей и задач. Именно поэтому во всех культурах всегда старались табуировать эту тему, и создавалось множество сложных правил и ритуалов чтобы управлять и регулировать этот аспект жизни.
  22. Этапы превращения любой деятельности в поток:
    • Постановка основной «глобальной» цели и максимального числа связанных с ней промежуточных целей.
    • Определение способа измерения собственного прогресса на пути к выбранной цели.
    • Сохранение концентрации на цели, переосмысление всей своей деятельности в соответствии с целью.
    • Совершенствование умений, необходимых для достижения цели.
    • Постепенное повышение сложности задачи по мере того как деятельность становится скучной.
  23. Для получения удовольствия от прослушивания музыки, нужно активно «слушать» ее. Сравнивать, анализировать, находить что-то новое, изучать. Интересоваться инструментами, техниками, манерой разных исполнителей. Открывать новые жанры и стили.
  24. Для выработки умения наслаждаться чем-то, нужно уделять этому внимание, размышлять об этом, стараться лучше понять.
  25. Для сохранения спокойствия и присутствия духа в неблагоприятных обстоятельствах важно в первую очередь восстановить чувство контроля над ситуацией, отыскав такую деятельность которую можно выполнять постоянно не зависимо от внешних условий, совершенствоваться в ней и получать видимый результат своей деятельности.
  26. Большинство выживших в тяжелых условиях объединяет неэгоцентричная самоуверенность. Они ни на миг не сомневались, что их судьба находится в их руках и у них достаточно ресурсов, чтобы определять свою жизнь.
  27. Культура и структура общества дает человеку систему целей и принципов помогающих справиться с жизненными проблемами, но при этом отсекает альтернативные взгляды и возможности. Ограниченные возможности облегчают выбор.
  28. Чтобы избежать скуки человек должен ставить себе все новые усложняющиеся цели и достигая их совершенствоваться.
  29. Как только человек получает внятную обратную связь о результатах своей деятельности, другая внешняя стимуляция уже не требуется и он сам продолжает заниматься увлекшей его деятельностью.
  30. Способность подчинить свои цели чему-то большему и играть не по тем правилам, которые хотелось бы установить, свойственна именно сильным людям. (не безвольное подчинение, а именно способность достичь своих целей не смотря на более сильные внешние обстоятельства и умение отступить и пойти в обход) Бессмысленно биться в непреодолимые обстоятельства надеясь упорством пробить дорогу. Если машина сломалась — бесполезно пинать ее по колесу, она подчиняется своим законам и вы не сможете это изменить.
  31. Большинство людей придерживаются жестких стереотипов, заданных генетическими программами и окружающей средой, и не замечают возможности выбрать другой курс. Даже в потере зрения или способности ходить можно найти пути для личного роста и возможности поднять свою жизнь на качественно новый уровень.
  32. Автотелическая личность отличается осознанием того, что именно она выбрала цель, к которой теперь стремится. То, что она делает не является ни случайностью, ни результатом действия внешних сил. В то же время если цели исходят изнутри, то их всегда можно изменить, если обстоятельства сделали их бессмысленными. + глубина вовлеченности и умение концентрироваться на задаче не отвлекаясь на самокопание и сомнения.
  33. Дети вырастают и покидают семью, всем приходится уходить на пенсию или менять работу под давлением обстоятельств, кто-то близкий может умереть. Но если у человека есть достаточно важная и сложная цель в жизни, и все его действия и цели подчинены ей, то никакие переломы в судьбе не смогут сломить его или выбить из колеи, его жизнь будет наполнена смыслом.
  34. Единая цель придает осмысленность существованию индивида.
  35. Сначала вся энергия и внимание человека направлены на удовлетворение потребностей организма и психический порядок тождественнен удовольствию. Позднее в жизни появляется социум и он начинает вкладывать силы в соответствие ценностям группы. И это соответствие становится критерием смысла. (религия, патриотизм или просто уважение старших или коллег). Почувствовав себя частью чего-то большего человек ощущает потребность в расширении границ своих умений и определении того, в чем он действительно хорош. Часто эта фаза приходится на кризис среднего возраста. Многие так и остаются на втором этапе.
2018   Конспект   Поток   Психология
Ранее Ctrl + ↓