10 заметок с тегом

Конспект

Позднее Ctrl + ↑

Джим Кемп «Сначала скажите НЕТ». Конспект-1

Сегодня делюсь своими записями, которые делал по ходу чтения книги Джима Кемпа. Именно эту книгу с вероятностью 98% вам порекомендуют в ответ на вопрос «что почитать о переговорах?».

Автор критикует популярную на западе систему ведения переговоров win-win, когда каждая сторона идет на уступки, и предлагает свою технику.

Это не совсем конспект, это то, как я себе записал то, что хотел запомнить. Иногда дословно, иногда своими словами.


  1. В системе Выиграть-Выиграть, очень популярной в западных школах, сделка заключается путем взаимных уступок. Это плохо, потому что в результате каждая сторона получает не то, что хочет, а довольствуется результатом компромисса.
  2. Если вы покажете противнику, что нуждаетесь в этой сделке, тогда он получит рычаги контроля над вами. Легко поддаться этому чувству и потерять контроль над ситуацией. Вы хотите заключить эту сделку, но не нуждаетесь в ней. Как вы хотели бы приобрести автомобиль, но не нуждаетесь в нем.
  3. Не торопитесь завершить сделку — стремление к завершению выдает нужду и заставляет концентрироваться на результате, которым невозможно управлять. Нужно сосредоточиться на самой сделке, на средствах, которыми вы располагаете для ее заключения. Пусть это займёт столько времени, сколько потребуется, это лучше чем в спешке заключить невыгодный контракт.
  4. Проигрыш не имеет значения, если сделка сорвется, то это будет потеря противника, а не ваша.
  5. Позвольте противнику чувствовать себя в порядке. Если ему нравится хвастаться, пусть делает это, если ему хочется продемонстрировать глубокое понимание ситуации — пусть делает это. Важно чтобы он расслабился.
  6. Не бойтесь быть не идеальным. Никому не нравится находиться в обществе идеальных людей. Позвольте противнику в чем-то помочь вам, одолжите ручку или листок бумаги, сделайте вид, что вам трудно сформулировать вопрос. Если вести себя слишком напористо и уверенно, это может вызвать подозрения и ожидание подвоха или спровоцировать защитную реакцию.
  7. Обращайтесь к чувствам противника, постарайтесь понять чего он действительно хочет, каковы его истинные мотивы. Часто это не то, о чем он сам открыто заявляет. Обращение к его эмоциям гораздо эффективнее манипулирования фактами. Факты неоспоримы, но часто для человека они не играют никакой роли. Например все курильщики знают факты о вреде курения, но разве хоть кому-то это знание помогло бросить курить?
  8. Слишком раннее необдуманное согласие опасно, потому что может оказаться коварной ловушкой, установленной хитроумным хищником. Ответ «нет» призывает к обсуждению, заставляет вести себя рационально. Обсуждая вы можете подобраться к реальным проблемам и нуждам. Увеличивается шанс заключить сделку на выгодных для всех условиях.
  9. Переговоры — это соглашение между двумя или большим количеством сторон, где каждая сторона имеет право вето.
  10. Никогда не пытайтесь спасти своего противника, этим вы навредите и себе и ему. Если вы спасаете своего оппонента, то начинаете нести ответственность за его решения. И если у него возникнут проблемы, то вас обвинят в этом. А значит вам придется идти на компромиссы, чтобы ваш противник выиграл.
  11. Важно действуя трезво и рационально заслужить уважение в глазах противника, но не пытаться понравиться ему. Потому что человек с той стороны стола не хочет быть вашим другом. Его заботит совсем другое. И если пытаться сохранить дружеские отношения, то это скорее всего приведет к вашему провалу.
  12. Любой человек предпочтёт иметь дело с пусть неприятным, но эффективным профессионалом, чем с милым, но неэффективным раздолбаем.
  13. Если вы приняли неудачное решение, просто примите следующее получше. Переговоры, это цепочка решений приводящая к результату. Просто продолжайте двигаться вперед и действовать, не позволяйте страху перед возможной ошибкой парализовать вас или слишком рано сказать «да», только чтобы это скорее закончилось.
  14. Не бойтесь сказать «нет» или услышать тоже в ответ. «Нет» вас не испугает, потому что вы не испытываете нужды и вы сами можете легко сказать нет, потому что не боитесь задеть чьих-то чувств.
  15. Ваша миссия и все ваши заявления должны быть обращены к миру противника, указывать на пользу и выгоды в его системе координат, в его ценностях. Потому что противник это основа вашей жизни, без него невозможна победа.

Вторая часть
Третья часть

2018   Джим Кемп   Конспект   Переговоры

Михай Чиксентмихайи «Поток». Конспект 2

Продолжаю делиться конспектом отличной книги про счастье с научной точки зрения. Это вторая и последняя часть.


  1. Хотя люди и стремятся поскорее сбежать с работы домой, но как показывают исследования, именно на работе они чаще всего испытывают состояние вовлеченности, заинтересованности и удовлетворения. Потому что перед ними стоят более или менее ясные цели и присутствует обратная связь. Дома же, напротив, наше время протекает бесцельно, и от этого мы более печальны и неудовлетворены. И тем не менее оттого, что работу принято считать принуждением и каторгой, люди все равно стремятся поменьше работать и побольше бездельничать, несмотря на реальные ощущения.
  2. В жизни нужно сочетать инструментальные задачи, то есть такие, которые навязаны из вне и их приходится решать не по собственной воле, и экспрессивные навыки — действия, которые выражают наши субъективные переживания (танцы, пение, рисование, даже игра в боулинг, если она позволяет нам выразить наше текущее настроение). Перевес в любую сторону не приведет ни к чему хорошему.
  3. Чтобы освободиться от общественного контроля нужно выстроить свою внутреннюю систему ценностей, которая заменит навязанную социумом.
  4. Чтобы стать счастливее и увереннее в себе нужно перестать ожидать от окружения поощрения или наказания за свои действия. Каждый может сам определить насколько он хорош в чем-то. Все поощрения уже внутри нас и там их и нужно искать. Другие люди преследуют свои интересы и не достаточно глубоко вникают в ваши мотивы и причины поступков. Нужно стать независимым от внешних поощрений.
  5. Важно для превращения любой деятельности в потоковую:
    • Чёткая и понятная цель
    • Своевременная и однозначная обратная связь
    • Соответствие задачи своим способностям — не должно быть слишком легко или чересчур трудно. Ноша должна быть посильной.
  6. Дружеские отношения в юности и детстве, когда люди непроизвольно проводят много времени вместе, кажутся спонтанным процессом. Но потом чтобы продолжать дружбу и получать от нее настоящее удовольствие, в эти отношения нужно вкладываться не меньше , чем в любые другие и работать над ними не менее усердно.
  7. Люди чувствуют себя более счастливыми в окружении других людей. Даже малознакомых.
  8. Стресс существует тогда, когда мы переживаем его.
  9. В стрессовой ситуации внимание обычно направляется вовнутрь с целью защититься от угрозы. Однако это препятствует эффективному решению проблемы, потому что изолирует от внешнего мира и оставляет наедине с угрозой, мешает увидеть возможности выхода и усиливает ощущение внутреннего беспорядка.
    Направляя внимание на то, что происходит вокруг мы снижаем разрушительное влияние стресса, за счет того что можем лучше приспособиться к ситуации и найти пути решения.
  10. Правильно не забивать на свои цели стараясь быть хорошим работником и не игнорировать мнения других добиваясь своих. Гораздо выигрышнее — поставить перед собой задачу реализовать свои цели помогая коллегам и начальству добиться того, чего хотят они.
  11. Работа воспринимается как принуждение в основном потому, что мы помогаем кому-то другому в реализации его задач, не имеющих ничего общего с нашими долгосрочными целями. Время кажется потраченным впустую. Если удастся связать в голове выполнение своих служебных обязанностей и достижение личных целей через него, то все сразу обретает смысл и мы получаем гораздо больше удовлетворения от работы.
  12. Существует множество способов ослабления стресса на работе:
    • лучше организовать процесс,
    • делегировать часть полномочий,
    • улучшить коммуникацию с коллегами и начальством,
    • уделить больше времени занятиям не связанным с работой, например семье, хобби или медитациям.
  13. Учеба, способная принести удовольствие должна мотивироваться изнутри. К сожалению сейчас вниманием и мотивацией учеников управляют преподаватели и лекторы. Окончание учебы воспринимается как освобождение и человек навсегда теряет желание что-то изучать. В идеале конец учебы в школе должно становиться началом самостоятельного самомотивированного обучения. Человек учится дальше чтобы лучше понимать окружающую действительность и самостоятельно формировать свое мнение и направлять внимание.
  14. Ритуальный обмен ничего не значащими фразами и пустая вроде бы бессмысленная беседа на самом деле сообщает нам что все в порядке, жизнь идет своим чередом и нет причин волноваться о чем-то.
  15. Философия и теоретические науки возникли потому что мышление приносит удовольствие. Оно упорядочивает сознание.
  16. Мечты компенсируют неблагоприятную реальность, помогают смягчить агрессию в чей-то адрес, представив обидчика наказанным. Позволяют в процессе проигрывания в голове ситуаций выбрать оптимальную стратегию поведения или найти не заметные ранее альтернативы.
  17. Про йогу
    • первый шаг «Яма» — удержание себя от мыслей, способных навредить другому: от лживости, похоти, воровства и т. д.
    • второй шаг «нияма» — послушание и следование правилам чистоты и покорности богу.
    • Третий — обучение Асанам.
    • четвертый шаг «пранаяма» — обучение дыханию.
    • Пятый — «пратьяхара». Отключение внимания от внешнего мира и обретение умения видеть и чувствовать только то, что допускается в сознание.
    • Шесть — «Дхарана». Умение в течение долгого времени концентрировать внимание на каком-то одном стимуле.
    • Семь — «дхьяна». Интенсивная медитация. Человек утрачивает свое Я в состоянии непрерывной концентрации, не нуждающейся во внешних стимулах.
    • Восемь — «самадхи». Высшая ступень собранности, когда йог становится единым целым с объектом медитации и обретает единение со вселенной и богом.
  18. Любая самая влюбленная пара со временем впадет в беспросветную скуку от отношений, если не будет работать над ними, над более глубоким пониманием партнера, над совместными планами, идеями и занятиями.
  19. Чтобы получать удовольствие от секса нужно заботиться о партнере. Стремиться понять его, разделять его чувства, помогать ему в достижении его целей.
  20. Чтобы близкие отношения приносили радость, нужно уделять внимание партнеру, размышлять о нем, интересоваться мыслями, чувствами, желаниями. После того, как партнеры узнали друг друга, перед ними открываются тысячи увлекательных совместных занятий, и все они приносят всё больше радости.
  21. Половое влечение — настолько сильный стимул для сознания, что может отвлекать человека от всех других целей и задач. Именно поэтому во всех культурах всегда старались табуировать эту тему, и создавалось множество сложных правил и ритуалов чтобы управлять и регулировать этот аспект жизни.
  22. Этапы превращения любой деятельности в поток:
    • Постановка основной «глобальной» цели и максимального числа связанных с ней промежуточных целей.
    • Определение способа измерения собственного прогресса на пути к выбранной цели.
    • Сохранение концентрации на цели, переосмысление всей своей деятельности в соответствии с целью.
    • Совершенствование умений, необходимых для достижения цели.
    • Постепенное повышение сложности задачи по мере того как деятельность становится скучной.
  23. Для получения удовольствия от прослушивания музыки, нужно активно «слушать» ее. Сравнивать, анализировать, находить что-то новое, изучать. Интересоваться инструментами, техниками, манерой разных исполнителей. Открывать новые жанры и стили.
  24. Для выработки умения наслаждаться чем-то, нужно уделять этому внимание, размышлять об этом, стараться лучше понять.
  25. Для сохранения спокойствия и присутствия духа в неблагоприятных обстоятельствах важно в первую очередь восстановить чувство контроля над ситуацией, отыскав такую деятельность которую можно выполнять постоянно не зависимо от внешних условий, совершенствоваться в ней и получать видимый результат своей деятельности.
  26. Большинство выживших в тяжелых условиях объединяет неэгоцентричная самоуверенность. Они ни на миг не сомневались, что их судьба находится в их руках и у них достаточно ресурсов, чтобы определять свою жизнь.
  27. Культура и структура общества дает человеку систему целей и принципов помогающих справиться с жизненными проблемами, но при этом отсекает альтернативные взгляды и возможности. Ограниченные возможности облегчают выбор.
  28. Чтобы избежать скуки человек должен ставить себе все новые усложняющиеся цели и достигая их совершенствоваться.
  29. Как только человек получает внятную обратную связь о результатах своей деятельности, другая внешняя стимуляция уже не требуется и он сам продолжает заниматься увлекшей его деятельностью.
  30. Способность подчинить свои цели чему-то большему и играть не по тем правилам, которые хотелось бы установить, свойственна именно сильным людям. (не безвольное подчинение, а именно способность достичь своих целей не смотря на более сильные внешние обстоятельства и умение отступить и пойти в обход) Бессмысленно биться в непреодолимые обстоятельства надеясь упорством пробить дорогу. Если машина сломалась — бесполезно пинать ее по колесу, она подчиняется своим законам и вы не сможете это изменить.
  31. Большинство людей придерживаются жестких стереотипов, заданных генетическими программами и окружающей средой, и не замечают возможности выбрать другой курс. Даже в потере зрения или способности ходить можно найти пути для личного роста и возможности поднять свою жизнь на качественно новый уровень.
  32. Автотелическая личность отличается осознанием того, что именно она выбрала цель, к которой теперь стремится. То, что она делает не является ни случайностью, ни результатом действия внешних сил. В то же время если цели исходят изнутри, то их всегда можно изменить, если обстоятельства сделали их бессмысленными. + глубина вовлеченности и умение концентрироваться на задаче не отвлекаясь на самокопание и сомнения.
  33. Дети вырастают и покидают семью, всем приходится уходить на пенсию или менять работу под давлением обстоятельств, кто-то близкий может умереть. Но если у человека есть достаточно важная и сложная цель в жизни, и все его действия и цели подчинены ей, то никакие переломы в судьбе не смогут сломить его или выбить из колеи, его жизнь будет наполнена смыслом.
  34. Единая цель придает осмысленность существованию индивида.
  35. Сначала вся энергия и внимание человека направлены на удовлетворение потребностей организма и психический порядок тождественнен удовольствию. Позднее в жизни появляется социум и он начинает вкладывать силы в соответствие ценностям группы. И это соответствие становится критерием смысла. (религия, патриотизм или просто уважение старших или коллег). Почувствовав себя частью чего-то большего человек ощущает потребность в расширении границ своих умений и определении того, в чем он действительно хорош. Часто эта фаза приходится на кризис среднего возраста. Многие так и остаются на втором этапе.
2018   Конспект   Поток   Психология

Михай Чиксентмихайи «Поток». Конспект

Прочитал отличную книгу «Поток: Психология оптимального переживания», написанную профессором психологии, потратившим несколько десятилетий на изучение и попытку объяснить с научной точки зрения, что такое счастье.
По ходу чтения делал заметки и кратко своими словами записывал то, что удалось понять.
В итоге вышел довольно объемный конспект, сейчас хочу поделиться первой его частью.


  1. Основная функция сознания — сбор и обработка информации, поступающей снаружи и изнутри организма. Оно упорядочивает поступающие сигналы по важности и определяет, на что стоит расходовать внимание.
  2. Нервная система способна влиять на собственное состояние. То есть человек может сделать себя счастливым или несчастным не зависимо от того, какие сигналы поступают снаружи.
  3. Важно не то, что мы видим или чувствуем, а то как мы это интерпретируем и на это реагируем.
  4. Внимание — это энергия, как поток. Не возможно держать во внимании все подряд, это ограниченный ресурс. Поэтому нужно очень внимательно относиться к тому, на что расходуется ваше внимание. В процессе мышления внимание растрачивается.
  5. То, какие мысли, чувства и воспоминания пропускаются через фокус внимания в наше сознание, формирует нашу личность. А сформированная личность может сама направлять внимание.
  6. В неблагоприятных условиях, почти вся психическая энергия будет уходить просто на то чтобы поддерживать жизнедеятельность.
  7. Психический беспорядок — это информация, вступающая в противоречие с уже имеющимися намерениями и установками и отвлекающая от их выполнения.
    Боль, страх, ярость или ревность — переключают внимание на нежелательные объекты, лишая нас права направлять его самостоятельно.
  8. Когда в сознании появляется негативная мысль наше «Я» направляет некоторую часть внимания на решение проблемы. В зависимости от того насколько велика угроза, отводится больше или меньше внимания. Иногда проблема захватывает человека полностью и он не сможет думать ни о чем другом.
  9. Нужно помнить, что внешняя информация не несет в себе ни негативной, ни позитивной окраски. Это наша личность решает как реагировать на этот стимул.
  10. Нормальное состояние сознания это хаос, в который оно погружается как только прекращают внешние стимулы. Достичь постоянной упорядоченности сознания очень трудно, нужны долгие тренировки.
    В состоянии покоя разум обычно погружается в энтропию саморазрушающих мыслей. Нами овладевает тревога и ненужное беспокойство о мелочах, которые мы, будучи занятыми каким-либо делом, и не заметили бы. Нужно учиться контролировать то, что попадает в ваш разум.
  11. Для улучшения качества жизни можно изменить окружающие условия, чтобы они не мешали реализации наших целей или изменить собственное отношение к этим условиям чтобы не воспринимать их как помеху.
  12. Религия — это заменитель счастья и смысла жизни. Она дает четкие и готовые ответы на любые вопросы, если вас это устраивает — вы счастливый человек. Она структурирует ваше сознание, в замен вы обрекаете себя на беспрекословное следование ритуалам и традициям.
  13. Телевидение, пролистывание ленты соц сетей, внимательное и слежение за новостями — помогают успокоить энтропию в мозгу и не оставить вас наедине со своими негативными мыслями. К тому же это почти не требует вложения энергии, и непрерывно поставляет структурирующую сознание информацию. Но это не решение проблемы, это искусственные заменители чувства покоя и счастья.
  14. Простейший способ получить удовольствие от какой-либо деятельности — превратить ее в игру.
  15. Радость возникает на границе между скукой и боязнью не справиться.
  16. Чтобы получать удовольствие и преуспевать в творческой деятельности, когда в начале работы неясно, что должно получиться в итоге, важно иметь четкие внутренние критерии «хорошего» и «плохого». Чтобы в процессе работы, на каждом ее этапе понимать, в верном ли направлении ты движешься, а не искать подтверждение этому в мнении посторонних людей.
  17. Секс и порнография — очень сильный магнит для внимания, позволяющий избегать стресса и энтропии. Если вы находитесь в неблагоприятных условиях или вас беспокоит какая-то проблема, то переключить все свое внимание на секс очень легко и приятно. Щелк, и вы больше ни о чем не думаете и не беспокоитесь, вам хорошо и приятно. Чем больше навязчивых мыслей о сексе, тем ярче горит предупреждающая лампочка в мозгу, что что-то не так.

Вторая часть

2018   Конспект   Поток   Психология

Про кризис среднего возраста

Прочитал интересные рассуждения про кризис среднего возраста. Объяснение настолько хорошо вписалось в мою картину мира, что я составил небольшой конспектик из того, что понял, чтоб не забыть.


Новорожденному маленькому человеку жизненно важно скорее обрести необходимые для выживания навыки. Чем быстрее он учится, тем больше у него шансов не быть съеденным хищником или самому не съесть что-нибудь ядовитое. Чтобы человечество не вымерло эволюция придумала механизм дофаминового поощрения за каждое вновьприобретенное знание. Когда человек узнает новое или получает опыт в мозг выбрасывается порция гормона, доставляющего удовольствие. Работает как наркотик или алкоголь — чем больше узнаешь, тем больше хочется.

В детстве фонтан дофамина искрист и полноводен, поэтому детям все вокруг любопытно. Затем он немного стихает и сменяется гормональными сюрпризами, а потом снова берет верх когда человеку нужно социализироваться, завоевать статус в стае и привлечь самку.

Что будет с человеком дальше природе совершенно все равно, свою функцию он выполнил. Еще лет пять-семь есть в запасе чтобы обучить потомство азам выживания. Затем детеныши становятся достаточно самостоятельными чтобы воспитываться всем сообществом.

После тридцати лет дофаминовый фонтан иссякает, и наступает кризис среднего возраста.

Привычный шаблон ломается и то, что вчера приносило радость перестает радовать совершенно. Человек чувствует апатию и разочарование в жизни. Начинается дофаминовая ломка и мозг пытается всеми способами вернуть источник удовольствия. Если в этот момент потерять контроль, то очень легко заработать какую-нибудь зависимость которая восполнит потребность в эндорфинах. Пример — экстремальный спорт. Факт того, что ты рисковал и выжил провоцирует сильный выброс разных гормонов, в том числе и дофамина.
Кто-то меняет машину, работу, жену и место жительства. Кто-то бросает бизнес и уезжает в деревню разводить кроликов. Выкручиваются как могут.

В этот момент важно избежать легких путей получения удовольствия — наркотиков, алкоголя, религии, телевизора, социальных сетей или лент новостей. Они создают иллюзию новых знаний на самом деле не давая ничего.

Большая часть этих путей деструктивны и зачастую бессознательны. Человек не понимает почему его вдруг потянуло к азартным играм. А вот что надо делать сознательно и даже через силу, так это накачивать голову новыми знаниями и умениями. Тогда мозг поймет, что среда вокруг меняется и к ней надо адаптироваться и постепенно восстановит поощрение, конечно не в таком объеме, но все-таки.

Тяжело будет вначале, когда фонтан неожиданно выключится и все на свете перестанет приносить радость, потом станет полегче.

2017   Конспект   Мысли   Психология

Альфред Лэнгле «Стоит ли доверять своим чувствам?»

Прочитал статью немецкого психолога. Поскольку я не достаточно умен и, к тому же, статья переводная, с первого раза почти ничего не понял. Пришлось перечитать еще раз, попутно записывая то, что узнал своими словами. Повешу здесь получившийся конспект, может кому-то будет интересно. Статья легко гуглится по названию.



Чувства создают близость с людьми, вещами и самим собой.

Подавление или игнорирование чувств часто вызвано неудачным прошлым опытом, когда поддавшись эмоциям человек потерпел неудачу, и теперь боится повторения неприятного сценария.

Для кого-то чувства — это очень личное, в некоторой степени даже постыдное. А значит, лучше избегать эмоциональных реакций, всеми силами подавлять их. Такие люди тратят много энергии на это подавление и иногда настолько увлекаются, что перестают слышать всякие сигналы от организма.

Другие считают чувства реакцией на внешние раздражители. Им хочется поскорее избавиться от чувств, выплеснув их обратно в окружающий мир. Такие люди склонны оправдывать свое поведение внешними, не зависящими от них причинами.

Когда мы замечаем за собой какую-то эмоцию или ловим себя на навязчивой мысли, нужно рассмотреть ее внимательнее прежде чем подавлять или отфутболивать наружу.

Эмоциональные состояния

Обычно это чувства без ясной причины. Например страх, общая неуверенность, недоверие, печаль и одиночество.

Это чувства-индикаторы. На них необходимо обратить внимание, но немедленно поддаваться им неправильно, потому что они не всегда связаны непосредственно с ситуацией на работе, дома или в семье. А значит, если мы будем немедленно реагировать на них, то такая реакция не будет адекватна текущей ситуации (сюда относится купание в негативных мыслях — их нужно анализировать, а не страдать; сентиментальность тоже сюда же — мы воспринимаем эмоциональные состояния не как индикаторы чувств, а как цель у которой хотим остановиться).

Эти чувства — часть нас самих, они призывают нас разобраться в них, а значит и лучше понять самого себя. Иногда они проявляются опосредованно. Через какое-то одно чувство пробивается скрытое затаенное другое, которое мы на самом деле боимся признать или продемонстрировать, потому что проявившись оно может оказаться очень сильным и болезненным.

Чтобы разобраться с этими чувствами нужно дистанциироваться от них:

  • Во первых, обнаружив такое чувство нужно задаться вопросом — действительно ли в окружающем мире есть основания для появления этого чувства? Уместно ли оно в данной ситуации?
  • Во вторых нужно задать вопрос — смогу ли я выдержать последствия проявления этого чувства? Что я буду чувствовать когда реализую его?
  • Дальше нужно спросить себя: о чем в данной ситуации идет речь лично для меня? Хочу ли я никогда не испытывать это чувство и исправить что-то внутри себя или я хочу адекватно отреагировать на внешнюю ситуацию.

Экзистенциальные ценности

Это чувство того, что хорошо, а что плохо. Что важно для нас, а что нет.

Эти чувства можно охарактеризовать как То, Чего Мне Действительно Хочется. Это чувства — реакция на внешнюю ситуацию и желание действовать в этой ситуации в соответствии со своими убеждениями.

Чувство того, что происходящее нас захватывает, интересует, увлекает, касается нас. Эти чувства очень важно слышать, иначе мы вынуждены будем всю жизнь проживать по чьим-то правилам, основываясь на чужих мнениях и чувствуя все нарастающую неудовлетворенность (которая как раз будет эмоциональным состоянием — индикатором проблемы). Мы не живем, а слушаемся.

Самые простые примеры — это реакция на просмотр фильма или прочитанную книгу, когда образы пришедшие снаружи вызывают в нас отклик. Они возникают когда мы заняты чем-то, что не есть мы сами. Когда мы думаем о чем-то внешнем.

Нужно спрашивать себя: Нравится ли мне это делать, или же я делаю это из-за других людей? Или ради их признания? Или для того, чтобы функционировать без помех? Только лишь потому, что это требуется?

«Что я могу сегодня сделать для того, чтобы завтра мне нравилось жить?»

2017   Конспект   Психология   Статьи