2 заметки с тегом

Конспект

Про кризис среднего возраста

Прочитал интересные рассуждения про кризис среднего возраста. Объяснение настолько хорошо вписалось в мою картину мира, что я составил небольшой конспектик из того, что понял, чтоб не забыть.


Новорожденному маленькому человеку жизненно важно скорее обрести необходимые для выживания навыки. Чем быстрее он учится, тем больше у него шансов не быть съеденным хищником или самому не съесть что-нибудь ядовитое. Чтобы человечество не вымерло эволюция придумала механизм дофаминового поощрения за каждое вновьприобретенное знание. Когда человек узнает новое или получает опыт в мозг выбрасывается порция гормона, доставляющего удовольствие. Работает как наркотик или алкоголь — чем больше узнаешь, тем больше хочется.

В детстве фонтан дофамина искрист и полноводен, поэтому детям все вокруг любопытно. Затем он немного стихает и сменяется гормональными сюрпризами, а потом снова берет верх когда человеку нужно социализироваться, завоевать статус в стае и привлечь самку.

Что будет с человеком дальше природе совершенно все равно, свою функцию он выполнил. Еще лет пять-семь есть в запасе чтобы обучить потомство азам выживания. Затем детеныши становятся достаточно самостоятельными чтобы воспитываться всем сообществом.

После тридцати лет дофаминовый фонтан иссякает, и наступает кризис среднего возраста.

Привычный шаблон ломается и то, что вчера приносило радость перестает радовать совершенно. Человек чувствует апатию и разочарование в жизни. Начинается дофаминовая ломка и мозг пытается всеми способами вернуть источник удовольствия. Если в этот момент потерять контроль, то очень легко заработать какую-нибудь зависимость которая восполнит потребность в эндорфинах. Пример — экстремальный спорт. Факт того, что ты рисковал и выжил провоцирует сильный выброс разных гормонов, в том числе и дофамина.
Кто-то меняет машину, работу, жену и место жительства. Кто-то бросает бизнес и уезжает в деревню разводить кроликов. Выкручиваются как могут.

В этот момент важно избежать легких путей получения удовольствия — наркотиков, алкоголя, религии, телевизора, социальных сетей или лент новостей. Они создают иллюзию новых знаний на самом деле не давая ничего.

Большая часть этих путей деструктивны и зачастую бессознательны. Человек не понимает почему его вдруг потянуло к азартным играм. А вот что надо делать сознательно и даже через силу, так это накачивать голову новыми знаниями и умениями. Тогда мозг поймет, что среда вокруг меняется и к ней надо адаптироваться и постепенно восстановит поощрение, конечно не в таком объеме, но все-таки.

Тяжело будет вначале, когда фонтан неожиданно выключится и все на свете перестанет приносить радость, потом станет полегче.

2017   Конспект   Мысли   Психология

Альфред Лэнгле «Стоит ли доверять своим чувствам?»

Прочитал статью немецкого психолога. Поскольку я не достаточно умен и, к тому же, статья переводная, с первого раза почти ничего не понял. Пришлось перечитать еще раз, попутно записывая то, что узнал своими словами. Повешу здесь получившийся конспект, может кому-то будет интересно. Статья легко гуглится по названию.



Чувства создают близость с людьми, вещами и самим собой.

Подавление или игнорирование чувств часто вызвано неудачным прошлым опытом, когда поддавшись эмоциям человек потерпел неудачу, и теперь боится повторения неприятного сценария.

Для кого-то чувства — это очень личное, в некоторой степени даже постыдное. А значит, лучше избегать эмоциональных реакций, всеми силами подавлять их. Такие люди тратят много энергии на это подавление и иногда настолько увлекаются, что перестают слышать всякие сигналы от организма.

Другие считают чувства реакцией на внешние раздражители. Им хочется поскорее избавиться от чувств, выплеснув их обратно в окружающий мир. Такие люди склонны оправдывать свое поведение внешними, не зависящими от них причинами.

Когда мы замечаем за собой какую-то эмоцию или ловим себя на навязчивой мысли, нужно рассмотреть ее внимательнее прежде чем подавлять или отфутболивать наружу.

Эмоциональные состояния

Обычно это чувства без ясной причины. Например страх, общая неуверенность, недоверие, печаль и одиночество.

Это чувства-индикаторы. На них необходимо обратить внимание, но немедленно поддаваться им неправильно, потому что они не всегда связаны непосредственно с ситуацией на работе, дома или в семье. А значит, если мы будем немедленно реагировать на них, то такая реакция не будет адекватна текущей ситуации (сюда относится купание в негативных мыслях — их нужно анализировать, а не страдать; сентиментальность тоже сюда же — мы воспринимаем эмоциональные состояния не как индикаторы чувств, а как цель у которой хотим остановиться).

Эти чувства — часть нас самих, они призывают нас разобраться в них, а значит и лучше понять самого себя. Иногда они проявляются опосредованно. Через какое-то одно чувство пробивается скрытое затаенное другое, которое мы на самом деле боимся признать или продемонстрировать, потому что проявившись оно может оказаться очень сильным и болезненным.

Чтобы разобраться с этими чувствами нужно дистанциироваться от них:

  • Во первых, обнаружив такое чувство нужно задаться вопросом — действительно ли в окружающем мире есть основания для появления этого чувства? Уместно ли оно в данной ситуации?
  • Во вторых нужно задать вопрос — смогу ли я выдержать последствия проявления этого чувства? Что я буду чувствовать когда реализую его?
  • Дальше нужно спросить себя: о чем в данной ситуации идет речь лично для меня? Хочу ли я никогда не испытывать это чувство и исправить что-то внутри себя или я хочу адекватно отреагировать на внешнюю ситуацию.

Экзистенциальные ценности

Это чувство того, что хорошо, а что плохо. Что важно для нас, а что нет.

Эти чувства можно охарактеризовать как То, Чего Мне Действительно Хочется. Это чувства — реакция на внешнюю ситуацию и желание действовать в этой ситуации в соответствии со своими убеждениями.

Чувство того, что происходящее нас захватывает, интересует, увлекает, касается нас. Эти чувства очень важно слышать, иначе мы вынуждены будем всю жизнь проживать по чьим-то правилам, основываясь на чужих мнениях и чувствуя все нарастающую неудовлетворенность (которая как раз будет эмоциональным состоянием — индикатором проблемы). Мы не живем, а слушаемся.

Самые простые примеры — это реакция на просмотр фильма или прочитанную книгу, когда образы пришедшие снаружи вызывают в нас отклик. Они возникают когда мы заняты чем-то, что не есть мы сами. Когда мы думаем о чем-то внешнем.

Нужно спрашивать себя: Нравится ли мне это делать, или же я делаю это из-за других людей? Или ради их признания? Или для того, чтобы функционировать без помех? Только лишь потому, что это требуется?

«Что я могу сегодня сделать для того, чтобы завтра мне нравилось жить?»

2017   Конспект   Психология   Статьи