Михай Чиксентмихайи «Поток». Конспект 2

Продолжаю делиться конспектом отличной книги про счастье с научной точки зрения. Это вторая и последняя часть.


  1. Хотя люди и стремятся поскорее сбежать с работы домой, но как показывают исследования, именно на работе они чаще всего испытывают состояние вовлеченности, заинтересованности и удовлетворения. Потому что перед ними стоят более или менее ясные цели и присутствует обратная связь. Дома же, напротив, наше время протекает бесцельно, и от этого мы более печальны и неудовлетворены. И тем не менее оттого, что работу принято считать принуждением и каторгой, люди все равно стремятся поменьше работать и побольше бездельничать, несмотря на реальные ощущения.
  2. В жизни нужно сочетать инструментальные задачи, то есть такие, которые навязаны из вне и их приходится решать не по собственной воле, и экспрессивные навыки — действия, которые выражают наши субъективные переживания (танцы, пение, рисование, даже игра в боулинг, если она позволяет нам выразить наше текущее настроение). Перевес в любую сторону не приведет ни к чему хорошему.
  3. Чтобы освободиться от общественного контроля нужно выстроить свою внутреннюю систему ценностей, которая заменит навязанную социумом.
  4. Чтобы стать счастливее и увереннее в себе нужно перестать ожидать от окружения поощрения или наказания за свои действия. Каждый может сам определить насколько он хорош в чем-то. Все поощрения уже внутри нас и там их и нужно искать. Другие люди преследуют свои интересы и не достаточно глубоко вникают в ваши мотивы и причины поступков. Нужно стать независимым от внешних поощрений.
  5. Важно для превращения любой деятельности в потоковую:
    • Чёткая и понятная цель
    • Своевременная и однозначная обратная связь
    • Соответствие задачи своим способностям — не должно быть слишком легко или чересчур трудно. Ноша должна быть посильной.
  6. Дружеские отношения в юности и детстве, когда люди непроизвольно проводят много времени вместе, кажутся спонтанным процессом. Но потом чтобы продолжать дружбу и получать от нее настоящее удовольствие, в эти отношения нужно вкладываться не меньше , чем в любые другие и работать над ними не менее усердно.
  7. Люди чувствуют себя более счастливыми в окружении других людей. Даже малознакомых.
  8. Стресс существует тогда, когда мы переживаем его.
  9. В стрессовой ситуации внимание обычно направляется вовнутрь с целью защититься от угрозы. Однако это препятствует эффективному решению проблемы, потому что изолирует от внешнего мира и оставляет наедине с угрозой, мешает увидеть возможности выхода и усиливает ощущение внутреннего беспорядка.
    Направляя внимание на то, что происходит вокруг мы снижаем разрушительное влияние стресса, за счет того что можем лучше приспособиться к ситуации и найти пути решения.
  10. Правильно не забивать на свои цели стараясь быть хорошим работником и не игнорировать мнения других добиваясь своих. Гораздо выигрышнее — поставить перед собой задачу реализовать свои цели помогая коллегам и начальству добиться того, чего хотят они.
  11. Работа воспринимается как принуждение в основном потому, что мы помогаем кому-то другому в реализации его задач, не имеющих ничего общего с нашими долгосрочными целями. Время кажется потраченным впустую. Если удастся связать в голове выполнение своих служебных обязанностей и достижение личных целей через него, то все сразу обретает смысл и мы получаем гораздо больше удовлетворения от работы.
  12. Существует множество способов ослабления стресса на работе:
    • лучше организовать процесс,
    • делегировать часть полномочий,
    • улучшить коммуникацию с коллегами и начальством,
    • уделить больше времени занятиям не связанным с работой, например семье, хобби или медитациям.
  13. Учеба, способная принести удовольствие должна мотивироваться изнутри. К сожалению сейчас вниманием и мотивацией учеников управляют преподаватели и лекторы. Окончание учебы воспринимается как освобождение и человек навсегда теряет желание что-то изучать. В идеале конец учебы в школе должно становиться началом самостоятельного самомотивированного обучения. Человек учится дальше чтобы лучше понимать окружающую действительность и самостоятельно формировать свое мнение и направлять внимание.
  14. Ритуальный обмен ничего не значащими фразами и пустая вроде бы бессмысленная беседа на самом деле сообщает нам что все в порядке, жизнь идет своим чередом и нет причин волноваться о чем-то.
  15. Философия и теоретические науки возникли потому что мышление приносит удовольствие. Оно упорядочивает сознание.
  16. Мечты компенсируют неблагоприятную реальность, помогают смягчить агрессию в чей-то адрес, представив обидчика наказанным. Позволяют в процессе проигрывания в голове ситуаций выбрать оптимальную стратегию поведения или найти не заметные ранее альтернативы.
  17. Про йогу
    • первый шаг «Яма» — удержание себя от мыслей, способных навредить другому: от лживости, похоти, воровства и т. д.
    • второй шаг «нияма» — послушание и следование правилам чистоты и покорности богу.
    • Третий — обучение Асанам.
    • четвертый шаг «пранаяма» — обучение дыханию.
    • Пятый — «пратьяхара». Отключение внимания от внешнего мира и обретение умения видеть и чувствовать только то, что допускается в сознание.
    • Шесть — «Дхарана». Умение в течение долгого времени концентрировать внимание на каком-то одном стимуле.
    • Семь — «дхьяна». Интенсивная медитация. Человек утрачивает свое Я в состоянии непрерывной концентрации, не нуждающейся во внешних стимулах.
    • Восемь — «самадхи». Высшая ступень собранности, когда йог становится единым целым с объектом медитации и обретает единение со вселенной и богом.
  18. Любая самая влюбленная пара со временем впадет в беспросветную скуку от отношений, если не будет работать над ними, над более глубоким пониманием партнера, над совместными планами, идеями и занятиями.
  19. Чтобы получать удовольствие от секса нужно заботиться о партнере. Стремиться понять его, разделять его чувства, помогать ему в достижении его целей.
  20. Чтобы близкие отношения приносили радость, нужно уделять внимание партнеру, размышлять о нем, интересоваться мыслями, чувствами, желаниями. После того, как партнеры узнали друг друга, перед ними открываются тысячи увлекательных совместных занятий, и все они приносят всё больше радости.
  21. Половое влечение — настолько сильный стимул для сознания, что может отвлекать человека от всех других целей и задач. Именно поэтому во всех культурах всегда старались табуировать эту тему, и создавалось множество сложных правил и ритуалов чтобы управлять и регулировать этот аспект жизни.
  22. Этапы превращения любой деятельности в поток:
    • Постановка основной «глобальной» цели и максимального числа связанных с ней промежуточных целей.
    • Определение способа измерения собственного прогресса на пути к выбранной цели.
    • Сохранение концентрации на цели, переосмысление всей своей деятельности в соответствии с целью.
    • Совершенствование умений, необходимых для достижения цели.
    • Постепенное повышение сложности задачи по мере того как деятельность становится скучной.
  23. Для получения удовольствия от прослушивания музыки, нужно активно «слушать» ее. Сравнивать, анализировать, находить что-то новое, изучать. Интересоваться инструментами, техниками, манерой разных исполнителей. Открывать новые жанры и стили.
  24. Для выработки умения наслаждаться чем-то, нужно уделять этому внимание, размышлять об этом, стараться лучше понять.
  25. Для сохранения спокойствия и присутствия духа в неблагоприятных обстоятельствах важно в первую очередь восстановить чувство контроля над ситуацией, отыскав такую деятельность которую можно выполнять постоянно не зависимо от внешних условий, совершенствоваться в ней и получать видимый результат своей деятельности.
  26. Большинство выживших в тяжелых условиях объединяет неэгоцентричная самоуверенность. Они ни на миг не сомневались, что их судьба находится в их руках и у них достаточно ресурсов, чтобы определять свою жизнь.
  27. Культура и структура общества дает человеку систему целей и принципов помогающих справиться с жизненными проблемами, но при этом отсекает альтернативные взгляды и возможности. Ограниченные возможности облегчают выбор.
  28. Чтобы избежать скуки человек должен ставить себе все новые усложняющиеся цели и достигая их совершенствоваться.
  29. Как только человек получает внятную обратную связь о результатах своей деятельности, другая внешняя стимуляция уже не требуется и он сам продолжает заниматься увлекшей его деятельностью.
  30. Способность подчинить свои цели чему-то большему и играть не по тем правилам, которые хотелось бы установить, свойственна именно сильным людям. (не безвольное подчинение, а именно способность достичь своих целей не смотря на более сильные внешние обстоятельства и умение отступить и пойти в обход) Бессмысленно биться в непреодолимые обстоятельства надеясь упорством пробить дорогу. Если машина сломалась — бесполезно пинать ее по колесу, она подчиняется своим законам и вы не сможете это изменить.
  31. Большинство людей придерживаются жестких стереотипов, заданных генетическими программами и окружающей средой, и не замечают возможности выбрать другой курс. Даже в потере зрения или способности ходить можно найти пути для личного роста и возможности поднять свою жизнь на качественно новый уровень.
  32. Автотелическая личность отличается осознанием того, что именно она выбрала цель, к которой теперь стремится. То, что она делает не является ни случайностью, ни результатом действия внешних сил. В то же время если цели исходят изнутри, то их всегда можно изменить, если обстоятельства сделали их бессмысленными. + глубина вовлеченности и умение концентрироваться на задаче не отвлекаясь на самокопание и сомнения.
  33. Дети вырастают и покидают семью, всем приходится уходить на пенсию или менять работу под давлением обстоятельств, кто-то близкий может умереть. Но если у человека есть достаточно важная и сложная цель в жизни, и все его действия и цели подчинены ей, то никакие переломы в судьбе не смогут сломить его или выбить из колеи, его жизнь будет наполнена смыслом.
  34. Единая цель придает осмысленность существованию индивида.
  35. Сначала вся энергия и внимание человека направлены на удовлетворение потребностей организма и психический порядок тождественнен удовольствию. Позднее в жизни появляется социум и он начинает вкладывать силы в соответствие ценностям группы. И это соответствие становится критерием смысла. (религия, патриотизм или просто уважение старших или коллег). Почувствовав себя частью чего-то большего человек ощущает потребность в расширении границ своих умений и определении того, в чем он действительно хорош. Часто эта фаза приходится на кризис среднего возраста. Многие так и остаются на втором этапе.
Поделиться
Отправить
Популярное